Бабушкины сказки

Новости

Предлагаем вашему вниманию методические материалы для реализации проекта «Бабушкины сказки». Методический материал носит рекомендательный характер; ведущий, принимая во внимание особенности возраста детской аудитории, может самостоятельно выбирать литературное произведение в соответствии с возрастом детей

Бабушкины сказки

С.Есенин

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели…
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори.

1917.

Цель: формирование у детей основ духовной культуры, семейных, моральных и нравственных ценностей, укрепление межпоколенческих связей, воспитывать любовь к чтению.

Целевая аудитория: дети в библиотеке, больные деты в стационаре, дети , оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и др.

Обоснование. Сказки -это фольклор, обрабатываемый бабушкой для передачи своим внукам и детям вообще. Как правило, это поучительные, назидательные, воспитывающие и развивающие сказки с глубоким нравственным содержанием.

Сказки для ребенка это маленькое чудо, которое бабушка может подарить своему малышу.

Бабушки очень любят своих внуков, балуют их и рассказывают им интересные сказки. В серию «Бабушкины сказки» вошли сказочные истории ,повести и рассказы, на которых выросли и взрослели сами бабушки и которые стали недоступны по той или иной причине нашим малышам. Это не только увлекательное, но и поучительное чтение. Все малыши на свете похожи. Они только познают этот мир, учатся, что можно делать, а что нельзя. Бабушкины сказки научат зайчат, медвежат, а вместе с ними и маленьких детей не капризничать, не лениться и дружить друг с другом, любить свою семью и заботиться о своих близких.

Они были нужны народу и прежде всего детям для формирования национального самосознания, для сохранения своей самобытности в тяжелейших условиях борьбы с многочисленными врагами Руси. Их рассказывали перед сном, и они закладывались в подсознание ребёнка, запоминались на всю жизнь и формировали его личность примерами богатырских подвигов, победы Добра над Злом. В сказках есть та мудрость, которую была необходимо знать с детства представителю сильного народа.

Подготовка к чтению.

Полезно знакомить ребенка с вариантами сказок. Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении персонажей. Идет переоценка услышанного ранее. Внимательнее дети начинают слушать и другие сказки, вникать в события, характеры. У них могут появиться и свои собственные придуманные варианты сказок.
Читать и рассказывать сказки надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточными. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки.

Как же рассказывать (читать) сказку детям?

Поработайте на своим образом (одежда, прическа. определите свой образ), поработайте над выразительностью своего голоса.

Главное условие — эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому.

Следуйте правилам, которые сделают чтение вслух увлекательным.

1 правило: Покажите ребенку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Когда вы читаете детям не бубните себе под нос, как бы отбывая надоевшую повинность. Ребенок это почувствует и утратит интерес к чтению.

2 правило: Демонстрируйте детям уважение к книге. Приучайте аккуратно обращаться с книгой. Рассматривать её желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перелистывать страницы.

3 правило: Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с детьми. Таким образом, ребенок- слушатель чувствует, что повествование обращено к нему, а вам видно, какие чувства вызывает у него ваше чтение. Можно заметить, какое место в сказке больше всего интересует ребенка, это позволит полнее реализовать функцию художественного произведения.

4 правило: Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Он наслаждается напевностью повествования, ритмом стиха. Роль рассказчика при организации домашнего чтения трудно переоценить. Именно от него зависит, какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их. От взрослого требуются психологические способности, чтобы вовремя и точно определить какого ребенка назначить на ту или иную роль, где остановить сказку и дать возможность детям рассуждать по поводу услышанного или предложить, что случится с героями дальше.

5 правило: Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо, старайтесь голосом передать характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию.

6 правило: Сокращайте текст, если он слишком затянут, так как ребенок все равно перестает воспринимать услышанное. В процессе рассказывания недопустимы пропуски, затянувшиеся паузы. Если вы читаете ребенку на ночь, следите, чтобы у сказки был счастливый конец.

7 правило: Читайте сказки ребенку всегда, когда он хочет их слушать.

8 правило: Каждый день читайте вслух, сделайте из этого семейный ритуал. Совместное чтение непременно продолжайте и тогда, когда ребенок научиться читать самостоятельно.

9 правило: Позволяйте ребенку самому выбирать книгу.

10 правило: С раннего возраста ребенка необходимо подбирать свою личную библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей.

11 правило: Читайте и пересказывайте ребенку книги, которые вам нравились в детстве.

12 правило: Привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое, не отрывайте от чтения или рассматривания. Используя любую наглядность, музыкальные произведения можно варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять.

13 правило: Помните: ребенок не может быть все время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание! Пусть он за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети это очень любят. Можно предложить ребёнку вместе (хором) рассказывать. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно».

14 правило: Сказки очень важны для развития и воспитания детей. Важно, чтобы родители подбирали сказки по возрасту и развитию своих детей.

Как выбирать сказки?

Читать сказки необходимо в соответствии с возрастом ребенка. Начиная с двухлетнего возраста можно прочесть ребенку сказки с более сложным сюжетом.
Например, «Заяц и лиса», «Теремок», и тому подобные. Детям старше 3-х лет рассказывайте сказки, где наряду с животными присутствуют люди. Это сказки «Маша и медведь», «Кот в сапогах», «Гуси-лебеди» и другие.

Сказки, где присутствуют персонажи волшебники и колдуны, лучше начинать читать после 5-летнего возраста. У детей до пяти лет преобладает логическое мышление, они действительно верят в чудеса.

Для детей старше пяти лет полезны сказки «Снежная королева», «Русалочка», «Двенадцать месяцев», «Щелкунчик» и другие. Маленьким детям лучше читать русские народные сказки, так как они учат ребенка доброте и сочувствию.

15 правило: Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на настроение ребенка.

16 правило: Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку — рассказывайте. Следует остановиться на детской любви к повторным чтениям. Все знают, что ребенок буквально «доводит» своих близких до изнеможения, требуя читать еще и еще раз одно и то же произведение. Дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: их волнует и сюжет, и герои, и образные поэтические слова и выражения, и музыка речи.

17 правило: В сказках сюжет изложен очень лаконично именно для того, чтобы ребёнок не получил лишнюю информацию, которая может его испугать.

18 правило: Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В качестве персонажей можно использовать игрушки, фигурки, нарисованные и вырезанные, тени на стене. Сначала вы можете делать это самостоятельно, но очень скоро ребёнок охотно присоединится к вам.

19 правило: Если ваш малыш не хочет слушать, то не нужно его заставлять, так как это не принесёт никакой пользы. Взаимное чтение книг должно приносить максимум удовольствия, а не быть непосильной ношей.

20 правило: Не злоупотребляйте временем! Как правило, маленьким деткам в возрасте от года до трёх читают в среднем до десяти минут, в возрасте от трёх до пяти лет 15–20 минут подряд и т. д. Хотим заметить, что это средние показатели, а никак не нормативы. Вы должны подстраиваться под потребности вашего ребёнка.

21 правило: Выбирая сказки для чтения, ориентируйтесь на предпочтения вашего ребёнка.

22 правило: Не выбирайте страшных сказок, будоражащих воображение.

23 правило: Рекомендуется чтение, что способствует становлению тесного душевного контакта ребёнка с бабушкой.

24 правило: Не заменяйте живое чтение «сухими безжизненными» аудиокнигами.

Чем завершить чтение?

25 правило: Обыгрывайте впечатления, полученные детьми при слушании сказки. Дайте им возможность действовать и выразить свои эмоции и чувства, отношение к прослушанному. Для этого можно предложить детям игру-беседу с куклами — персонажами. Чем интенсивнее эмоциональное воздействие сказки, тем интереснее детские рисунки. Поэтому детские рисунки, выполненные после прослушивания сказки содержит много информации. Внимательно всматриваясь в них, анализируя их тематику, содержание, характер изображения, средства выразительности и т. д. можно узнать, каким представляют себе дети то или иной сказочный персонаж, кто из героев сказки вызвал у них наибольший эмоциональный отклик, понравился больше всех, почему. Благодаря этому сказка, услышанная детьми из уст взрослых может стать мощным эмоциональным стимулом, питающим детское творчество, источником новых художественных впечатлений детей.

Обыгрывание прослушанных детьми сказок может проходить в нескольких вариантах.

1 вариант: игра — рисование по следам прочитанного. Однако сразу начать рисовать практически невозможно: обилие впечатлений мешает детям сосредоточиться. Поэтому сначала просто попросить нарисовать любимого героя или понравившийся эпизод из сказки, затем поинтересоваться, что здесь происходит. «Что он чувствует?» — может спросить дальше и предложить детям подобрать мимическую схему для персонажей в конкретной ситуации. Рисунок показывает предысторию возникновения чувств, благодаря отношений между героями и окружающим, которое, как правило, передается в динамике, движении. Поэтому детям предлагается определить характер движения персонажа, ориентируясь на вопросы: Что делает персонаж? Что персонаж хочет сделать? Пока дети рисуют, взрослый комментирует не только действия детей, но и начинает с ними разговор от лица героя на рисунке. Постепенно ребенок вовлекается в диалог.

2 вариант: игра — драматизация по сюжету сказки. Рассказывание сказки, с помощью пальчикового или перчаточного театра, разыгрывание сказки по ролям. Игра — драматизация с превращением ребенка в изображаемых героев, формулированием собственного отношения к сказки и героям на основе — сочинением продолжения сказки.

3 вариант: музыкальная сказка в которой дети не только с помощью шумовых инструментов, но самое главное, проговаривая звуки Баба‐Яга летит» ж‐ж‐ж», листочки шуршат‐ «ш‐ш‐ ш», идет Кот по болоту «Чоп‐Чоп», волки завыли «у‐у‐у», речка бежит «с‐с‐с».

4 вариант: занятие с использованием дидактической игры. Занятие состоит из трех частей: – Вводная часть может проводится со всеми детьми или индивидуально – Основная часть — это работа с дидактическим материалом. Естественно, что на самом занятии по обыгрывании сказки детям помогает и рассуждать, и формировать собственное мнение взрослый. Важно помочь детям осознать собственное мнение и отношение к добру и злу, к поступкам героев и сформировать умение и желание поступать, как положительные герои. Можно моделировать отдельные ситуации в реальной жизни детей в детском саду и дома: чаепитие, хождение в гости с «героями» сказки. – Заключительная часть. Подведение итогов и выражение собственного отношения к происходящему в виде рисунков, поделок из глины и пластилина, природного материала, придумывание продолжения сказки. В схеме подобных занятий внимание уделяется на воспитательную функцию сказки. Эффект от вхождения, погружения ребенка в сказку усиливается эмоциональностью и ритмичностью сказочных событий. Во многих сказках есть места, где обыгрывается переход из одного пространства в времени в другое. Эти переходы напоминают игру и живо воспринимаются детьми. Для детей это — переход к другому уровню восприятия жизненной ситуации и новой игровой роли, который формирует потребности отразить свое восприятие сказочных событий в игре, сюжетно–ролевой, театральной. Появляется связь между сказкой и реальностью, помогающая ребенку войти в жизнь, имея опыт познания, переживания и преобразования человеческих взаимоотношений и представлений о том, кто он есть в этом мире и кем хочет быть. Это означает, что он перенесет в реальность опыт, приобретенный в ходе слушания и разыгрывания сказки, позволяющий ему стать взрослым.

Рекомендуемая литература:

Короткая М. В. Как рассказывать сказку детям дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 134-137. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11212

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Смотреть все записи в: "Методические материалы"
Серебряный возраст – время возможностей!

Выберите свой район

Для функционирования сайта мы собираем cookie. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь со сбором и обработкой этих данных. Политика конфиденциальности

Я даю свое согласие Пенсия — вторая жизнь  (далее – Пенсия 23) на обработку, с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, моих  персональных данных, представленных  в настоящем обращении, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, извлечение, использование, обезличивание, удаление и уничтожение  персональных данных,  в  целях обработки настоящего электронного обращения, предоставления информации о результатах его рассмотрения и опросах сайта Пенсия 23 о качестве обслуживания.

Я согласен на предоставление мне информации посредством электронной почты, телефонных обращений, sms-сообщений, направления почтовой корреспонденции.

Согласие предоставляется с момента оформления настоящего обращения и действует в течение 5 (пяти) лет. Согласие может быть отозвано путем подачи в Пенсия 23 заявления об отзыве согласия.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: