Золотые правила эффективного общения дедушек и бабушек с внуками – подростками

Новости

Это статья для людей старшего возраста, у которых есть замечательные внуки – подростки. Информация для дедушек и бабушек, желающих выстроить эффективное общение со своими внуками.

Какой же это возраст — подростки? Возраст, примерно от 11-16 лет, хотя границы его индивидуальны. Есть понятия младший подростковый возраст (11-13 лет) и старший подростковый возраст(13-16 лет).

Общение с подростками – это проблема, с которой сталкиваются практически все взрослое население. Вспомните, какими Вы были подростками? Как у Вас складывалось общение с вашими взрослыми? И попробуйте соединить ниточки прошлого с настоящим, когда вы стали родителями, у вас появились дети…, а потом и внуки. И вот они уже подростки. Что — то перекликается или идет в разрез?
Сталкиваетесь ли Вы с тем, что ваш хороший, добрый, милый мальчик или девочка, вдруг меняется в противоположенную сторону. Начинает испытывать внутреннее беспокойство, проявлять недовольство, часто меняет настроение. Отталкивается от среды, становится враждебным, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. В ваших внуках наблюдаются такие проявления?
А таких детей большинство, по данным психологических исследований -примерно 60%. У мальчиков негативные проявления ярче и чаще, чем у девочек, и начинаются чуть позже в 14-16 лет. И как вам с таким подростком? Когда ребенок-подросток может «выкинуть» что угодно, причем его поведение предугадать бывает просто невозможно.

Но есть дети, у которых негативных явлений нет вовсе, это примерно 20%. И можно предположить, что у таких подростков все нормально с атмосферой в семье и социальным окружением.

Согласитесь, что немаловажную роль в жизни тинэйджера в это время играют взрослые. Их поддерживающее поведение зачастую может сократить «переходный» период и помочь своему ребенку пройти его без осложнений и дальнейших последствий (замкнуться в себе, на проблемах; уход из дома; виртуальный мир становиться ближе и комфортней, чем реальный; теряется и интерес к жизни вплоть до суицидальных проявлений; развиваются зависимости к алкоголю, табакокурении, наркотикам).
Как найти общий язык с подростком и помочь ему легче перенести трудный возраст? Нужно набраться терпения, мудрости и запомнить несколько особенностей подросткового возраста.

Подростку необходимо решить 4 задачи:

  • Какой я взрослый? (задача отделения от родителей)
  • Кто я есть в этом мире, где мое место? (потребность в самоутверждении)
  • Какой я? (вопросы самооценки)
  • Какой Я, в рамках своего пола? (полоролевая принадлежность)

Надо иметь в виду, что чувство взрослости – это здоровое и ценное в своей основе чувство. Его нужно не подавлять, а стараться ввести в правильное русло. Признавать независимость и самостоятельность ребенка. Старшее поколение обязано знать, что ведущая деятельность подростка – это общение со сверстниками. Их ценности становятся более важными, а ценности взрослых уходят на второе и третье место. И это нормально. Потому, что в будущем ему необходимо жить отдельно от взрослых. Во взаимоотношениях со сверстниками складывается язык, способ общения его поколения, он обретает собственный опыт, стратегии поведения, пробует различные способы выхода из проблемных ситуаций. Учиться соотносить и сравнивать опыт предыдущих поколений со своим. Поговорка «А Васька слушает, да ест» вполне уместна. Важно понимать, что сверхконтроль и чрезмерный опека, не дают возможность быть взрослой личностью.

Потребность в самоутверждении (кто я есть в этом мире, где мое место) — это стремление ребенка к значимости своей личности. Через поиск, стремиться познать себя, обрести себя. Идет на эксперименты, новые образы. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Подчас взрослых не устраивает ни молодежная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А подросток, считая себя уникальной личностью, стремится экспериментировать со своей внешностью. К этим экспериментам взрослые должны относиться снисходительно, с пониманием и терпением.

Самооценка. Подросток научается оценивать себя, свои возможности, качества, свое место среди других людей. На самооценку существенно влияет положительный эмоциональный фон, атмосфера, где взрослеющий ребенок-подросток может реализовать потребности в признании и лидерстве. Прохождение ситуаций, где есть возможность закрепить опыт, когда у него все получается, и он может принять самостоятельные ответственные решения. Найти в себе силы, способности справиться с проблемами, возникающими на его пути.

Какой Я, в рамках своего пола (полоролевая идентичность). В решении данной задачи подросток формирует в себе в первую очередь «физическое, половое Я», собственное отношение к своему полу, окружающим людям разного пола, а также чувству любви. Он интересуется психосексуальной культурой, манерой поведения, внутренними установками, представлениями, стереотипами. Основополагающую роль в развитии половой идентичности подростка играет семья и в дальнейшее образовательные структуры (школы, колледжи, училища, институты и т.д). Ребенок в процессе взросления, как губка впитывает образцы поведения своих родителей, дедушек и бабушек, близких, социального окружения. В настоящее время у девочек больше возможностей себя идентифицировать с полом, чем у мальчиков. Это связано с учреждениями, где много женского состава (воспитатели, учителя, педагоги). Но для развития и формирования надлежащей модели поведения и девочек и мальчиков важна полная семья, где есть мама и папа, участие в воспитании обоих родителей. Часто встречаются матери одиночки, разведенные семьи, где ограничено право отца на общение с ребенком. Семьи, где родитель большую часть времени проводит на работе. Семьи с искаженной моделью (агрессия, алкоголизм, наркомания, игромания и т.д.). Все это бесспорно влияет на психическое, физическое и социальное развитие ребенка.

Основные секреты общения с подростками (рекомендации):

Правило №1. Выстраивайте взрослые отношения. Примите тот факт, что ваш внук или внучка взрослеет и становится личностью. Ценно безусловное принятие подростка со всеми его качествами положительными и отрицательными. Постарайтесь донести до него то, что быть взрослым это не только манера поведения и снятие ограничений. Это еще и ответственность за все: слова, поступки и своих близких. Не решайте за него его проблемы. Советуйтесь с ним и умейте выслушать, не перебивая, можно просто кивать головой (активное слушание).

Правило №2. Оказывайте необходимую поддержку. Если подросток чем-то хочет поделиться – не отмахивайтесь от него. Несмотря на то, что зачастую дети отгораживаются от взрослой опеки и демонстрируют полную независимость, потребность в надежном тыле у них не пропадает. Они по — прежнему нуждаются в вашей ласке, заботе и внимании. Но уже в другой форме, не «детской». Учитесь одобрять своего ребенка и себя заодно.

Правило №3. Никаких сравнений с другими. Уберите привычку сравнивать своего внука или внучку с кем-либо не в их сторону. В этот период подростку и так непросто, его оценка претерпевает изменения, и не стоит своими руками снижать планку еще больше. Запомните он индивидуум, не может быть похожим на кого либо, уникальная личность, таких больше нет. Дайте подростку совет, но ни в коем случае не требуйте его беспрекословного выполнения — пусть решает сам. Он может набить пару шишек, но это даже полезно.

Правило №4. Спокойствие, только спокойствие. Научитесь контролировать свои эмоции. Крик, истерики и упреки в повышенных тонах – мощный раздражитель для подростковой психики. Такое «громкое» общение может закончиться либо ответными криками, либо полным игнорированием. Совет выдержать паузу, прежде чем подходить с разговорами, особенно если вы или ваш внук или внучка обижены или сильно злитесь. Свежей обиде, как и свежей ране, надо дать время затянуться. Агрессия к окружающим со стороны подростка, это отражение той же агрессии к себе, только на подсознательном уровне, главный активатор агрессии, это чувство вины, вызываемое замечаниями и упреками взрослых. Следует помнить, что одни слова и фразы взрослых поддерживают подростка, а другие разрушают его веру в себя. Как пример поддерживающих слов:

  • Зная тебя, я уверена, что ты все сделаешь хорошо;
  • Я вижу в тебе силы и возможности справиться с поставленной задачей;
  • Это серьезный вызов, но я уверена, что ты готов (а) к нему.

Правило №5. Потребность в уединении. Контракт с подростком. Чтобы не провоцировать эмоциональные бури у своего внука или внучки, давайте им время периодически побыть в одиночестве. Прежде всего, в своей комнате. Своя «территория» для подростка приобретает особое значение – здесь действуют его правила. Важно уважать право на личное пространство, прежде чем входить, постучаться и спросить разрешения войти, не вламываться без спроса. Для подростка правила установленные в семье очень важны, соблюдать их обязаны не только дети, но и взрослые. Подросток будет чувствовать себя уверенней и спокойней, если с ним говорят на равных, всерьез.

Заключайте контракт с подростком. Пропишите права и обязанности сторон. Он может быть гибким и меняться, чаще садитесь за стол переговоров и обсуждайте. Учитывайте потребности и желании своих внуков. Вначале пропишите свои обязанности. Важно придерживаться правил и не нарушать их, это дает возможность подростку быть стабильным, устойчивым и развивать самодисциплину.
Такие контракты позволяют повышать личную ответственность подростка за собственные поступки, самостоятельно контролировать их последствия и, таким образом, Вы поможете своим внукам входить во взрослую жизнь.

В заключении хочется сказать. Подросток – еще не взрослый, но уже и не ребенок это требует нового отношения к нему. Доверие и уважение, поддержка в любых ситуациях, залог эффективного общения с подростком!

Жизнь – это любовь, наслаждайтесь ею!

Марина Алексеевна Марочкина
Психолог-консультант, преподаватель психологии

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Серебряный возраст – время возможностей!

Выберите свой район

Для функционирования сайта мы собираем cookie. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь со сбором и обработкой этих данных. Политика конфиденциальности

Я даю свое согласие Пенсия — вторая жизнь  (далее – Пенсия 23) на обработку, с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, моих  персональных данных, представленных  в настоящем обращении, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, извлечение, использование, обезличивание, удаление и уничтожение  персональных данных,  в  целях обработки настоящего электронного обращения, предоставления информации о результатах его рассмотрения и опросах сайта Пенсия 23 о качестве обслуживания.

Я согласен на предоставление мне информации посредством электронной почты, телефонных обращений, sms-сообщений, направления почтовой корреспонденции.

Согласие предоставляется с момента оформления настоящего обращения и действует в течение 5 (пяти) лет. Согласие может быть отозвано путем подачи в Пенсия 23 заявления об отзыве согласия.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: